Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:41
Москва
28 января ‘21, Четверг

Миллионы из воздуха: Почему частная авиакомпания «Трансаэро» получает роялти вместо государства

Опубликовано
Текст:

Благодаря оживившейся в последнее время дискуссии о будущем «транссибирских роялти» достоянием гласности стали неожиданные и труднообъяснимые факты. В частности, выяснилось, что наряду с государственными структурами свою долю денег, выплачиваемых России иностранными авиакомпаниями, получает полностью частный авиаперевозчик «Трансаэро». Эта ситуация вызвала понятное удивление у отраслевых аналитиков.

По информации журнала «Эксперт», роялти, иногда называемые также «пролетными», представляют собой компенсационную оплату использования российской авиационной инфраструктуры зарубежными авиакомпаниями, осуществляющими рейсы через территорию страны. Их получателями являются три российских перевозчика – «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Волга-Днепр», доходы которых по этой статье составляют 500, 250 и 50 миллионов долларов в год соответственно.

«Точные данные по этим платежам никогда не приводятся, можно в принципе их увидеть в отчетности «Аэрофлота», но это будут догадки, потому что в статье «доходы по коммерческим соглашениям» учитываются не только эти так называемые «пролетные», - комментирует эти цифры зам. гендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский.

При этом с общим порядком доходов, получаемых «Трансаэро», «Волга-Днепр» и «Аэрофлотом» в виде компенсационных выплат, в целом экспертное сообщество согласно. «О точных суммах говорить бесполезно, ибо компании их никогда в чистом виде не раскрывают, порядок их – 200-300 млн в зависимости от периода и других факторов», - говорит Ходоровский.

«Сами суммы авиакомпании не разглашают, - соглашается глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Эти платежи достаются так называемым назначенным перевозчикам на тех или иных линиях и выплачиваются по прямым двусторонним соглашениям… Российские авиационные власти в результате переговоров с авиационными властями договаривающейся стороны определяют пункты и параметры соглашения о воздушном сообщении. Исходя из этого соглашения, определяется, какие авиакомпании с той и другой стороны будут назначены. После этого эти авиакомпании подписывают договоренности о коммерческом взаимодействии, в том числе, может быть, соглашение и о компенсационных платежах».

В случае с «Аэрофлотом» и «Волга-Днепр» никаких вопросов не возникает, поскольку первый из них является госкомпанией, а вторая – грузовым авиаперевозчиком мирового масштаба, широко вовлеченным в российские проекты международного сотрудничества. Но как в эту компанию «государевых людей» попала принадлежащая частным лицам «Трансаэро»?

Напомним, что данная авиакомпания была основана в начале 1990-х годов Александром Плешаковым - сыном министра радиопромышленности СССР П. С. Плешакова и Татьяны Анодиной, с 1991 года возглавляющей Межгосударственный авиационный комитет. Генеральным директором «Трансаэро» уже много лет работает супруга Александра Плешакова Ольга.

В свете этих данных «Трансаэро», очевидно, является чисто семейным предприятием. Кстати, в том, что оно получает роялти, Ольга Плешакова признавалась еще в 2008 году. Но как стала возможной такая ситуация, и почему эти средства идут не государству (или, в крайнем случае, его многолетним партнерам и контрагентам, а фактически в карман частных предпринимателей, глава «Трансаэро» предпочла не пояснять.

Возможно, причину необъяснимой на первый взгляд господдержки бизнеса Плешаковых-Анодиной стоит поискать внутри семьи? Не случайно же Татьяна Анодина - не только руководитель МАК, но и акционер «Трансаэро». И вполне вероятно, что для включения «Трансаэро» в список получателей роялти некими госчиновниками были нажаты вполне определенные рычаги. О том, как решались такие вопросы в 90-е годы, все прекрасно помнят.

Сегодня российские власти активно наводят порядок в тяжелом наследии эпохи первоначального накопления капитала. Остается надеяться, что странные преференции, предоставленные за государственный счет частной авиакомпании уйдут в прошлое вместе с такими гримасами 90-х, как рэкет, обналичка или офшоры.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Эксперт объяснил, почему Китай не желает участвовать в договоре СНВ-3
Реклама